29 Мая 2013

Больше выплат - выше взнос

Экономически обоснованное повышение базовых тарифов в связи с изменением закона об ОСАГО составляет около 70%, сообщил в своем докладе на общем собрании Российского союза автостраховщиков (РСА) его глава Павел Бунин.

Между тем поправки в закон об ОСАГО, которые рассматривает Госдума, не предусматривают повышения тарифов. Хотя они существенно увеличивают страховые суммы, в пределах которых страховщик возмещает вред жизни и здоровью потерпевшего - до 500 тысяч со 160 тысяч рублей, а в части возмещения вреда, причиненного имуществу, до 400 тысяч со 120 тысяч рублей на каждого потерпевшего.

- Спорить с тем, что повышение лимитов выплат действительно необходимо, не имеет смысла, это реальная потребность автовладельцев, - говорит руководитель управления методологии обязательных видов компании "АльфаСтрахование" Денис Макаров. - С 2003 года в стране значительно обновился и подорожал автопарк и, соответственно, стоимость ремонта транспортных средств. Это изменение происходило, разумеется, постепенно, но повышение лимитов назрело. Все будущие сложности начинаются с того, что тарифы вместе с повышением лимитов повышать не планируется. Соответственно, перед страховщиками остро встает вопрос: а за счет чего платить? За 10 лет существования ОСАГО цены выросли в несколько раз, повысилась стоимость запасных частей, изменился валютный курс, практически целиком поменялся автопарк, но базовый тариф по ОСАГО не менялся ни разу. Вследствие этого уровень убыточности по ОСАГО в целом по стране превышает нормативный, а в некоторых регионах уже сейчас достигает критических отметок.

Несколько улучшить положение помогло повышение региональных коэффициентов, проведенное в июле 2011 года. С помощью этой меры удалось вывести из убытка некоторые регионы, однако не все: например, в Приволжском, Южном, Центрально-Черноземном регионах высокая убыточность сохраняется. Ведение бизнеса в таких условиях становится заведомо невыгодно.

 

- Два последних года работы страховщиков подтверждают, что лимит покрытия по железу действительно можно поднять без повышения тарифов, - считает генеральный директор, предправления "ЭРГО Русь" Александр Май. - Но я не считаю, что это пойдет на пользу рынку, страховщикам и даже самим клиентам. России надо ориентироваться на судебную практику развитых стран, причем не пытаться из всех выхватить какие-то элементы, а посмотреть, где реально выстроена система, которая нам подходит лучше. Тарифная политика страховщиков на каком-то одном рынке, например, на немецком, определяется статистическими данными не одного страховщика, а всего страхового рынка, и актуарии на базе единой статистики дают рекомендации, в каких сегментах может быть изменение тарифа. В странах, где тариф плавающий, страховщики могут делать свои надбавки и скидки, но они всегда статистически обоснованы, волюнтаристски никто тариф не изменяет.

Действующая судебная практика значительно повышает уровень выплат

По словам директора по страхованию автогражданской ответственности СК "Альянс" Андрея Антохонова, ситуация с ОСАГО в последнее время значительно осложнилась. Действующая судебная практика значительно повышает уровень выплат за счет всевозможных пени и штрафов, большинство из которых не улучшают финансовое состояние пострадавшего, а идут на обеспечение многочисленных юридических посредников, для которых страховые компании стали источником дохода. Принятие поправок может привести к полному или частичному уходу страховых компаний из отдельных регионов. Причем некоторые страховщики уже сделали определенные шаги в этом направлении. Для автовладельцев же это означает сужение выбора, вплоть до его полного исчезновения, что скажется на качестве оказываемых услуг и увеличит нагрузку на компенсационные фонды РСА. Для того чтобы избежать негативных последствий, следует актуарно оценить необходимые корректировки страховых тарифов ОСАГО, при этом оценка должна исходить из экономических предпосылок, а не из социально-политических.

Члены РСА на общем собрании приняли решение направить коллективное письмо-обращение в госорганы по поводу критической ситуации на рынке ОСАГО, грозящей крахом всей системе в целом. "Общее собрание членов РСА выражает серьезную озабоченность в связи с большим количеством нерешенных проблем на рынке ОСАГО и обращается к органам государственной власти РФ с призывом взвешенно подойти к их решению, поскольку в противном случае рынок ОСАГО ожидает волна банкротств страховщиков, что, в свою очередь, может обернуться дискредитацией института ОСАГО и даже крахом всей системы ОСАГО в целом, что будет являться очевидным и огромным шагом назад", - говорится в документе.

Аналогичное письмо в середине февраля подписали крупнейшие страховщики ОСАГО. Теперь же круг подписантов значительно расширился. Тем не менее проблемы, озвученные в новом письме, остались прежними. В письме отмечается, что принятие законопроекта с поправками в ОСАГО, увеличивающими лимиты выплат, требует повышения базового тарифа примерно на 70%, тогда как госорганы вовсе намерены отказаться от идеи увеличивать тарифы с принятием законопроекта.

Кроме этого, РСА в очередной раз напоминает об отсутствии единой методики определения размера ущерба по ОСАГО, так как правил проведения независимой технической экспертизы и ценовых справочников, которые должны были быть разработаны еще в соответствии с постановлением правительства от 2003 года, до сих пор нет. Именно поэтому, отмечает РСА, фиксируется множество претензий по поводу низкого уровня среднего убытка по данному виду страхования. Общее собрание РСА предложило передать союзу полномочия по организации разработки этих документов с последующим их утверждением госорганами.

к списку новостей

Rambler's Top100
Уверенность в каждом шаге BROKERCLUB
Страхование в Латвии Страхование в литве